Проект Dérive Dérive — это художественная практика современного исследования городского пространства и локального контекста.

Термин первоначально был выдвинут в «Теории дрейфа» (1956) Ги Дебором, который определяет дрейф как «способ экспериментальной модели поведения, связанного, в свою очередь, с условиями городского общества: техника быстрого перемещения сквозь разнообразные среды».
Это незапланированное путешествие по ландшафту, как правило, урбанистическому, участники которого прекращают все свои повседневные отношения, бросают занятия, требующие активной трудовой деятельности, и, вместо всего вышеупомянутого, позволяют себе лицезреть каждодневно окружающие их окрестности, получая при этом грандиозное наслаждение от совершенно случайных встреч с незнакомцами.

Коллективная прогулка превращается в исследование и художественную практику.

Еще с Античности прогулки приобрели статус одного из способов познания. Школа Перипатетиков (от др.-греч. περι-πατέω — ходить кругом, прохаживаться; др.-греч. περί «около, вокруг» + др.-греч. πατεῖν «идти, шагать»), основанная Аристотелем, имела важную особенность — чтение лекций происходило исключительно во время прогулок. Философ был убежден, что в процессе ходьбы наши мысли приобретают более стройный ряд, наш разум становится более «гибким», открытым к новому, неизведанному.

Методика наших исследований основывается на работах Ги Дебора и таких его понятиях, как психогеография и ситуационизм.

«Психогеография это изучение точных законов и конкретных воздействий географической среды на эмоции и поведение индивидов». (Ги Дебор)
Наша практика Dérive — это коллективные прогулки по случайным маршрутам. В ходе дрейфа участники документируют прогулку посредством выбранного медиума: фото, видео, аудиозапись, рисунок, текст или коллаж. Всё это помогает исследовать городское пространство как текст в широком понимании — последовательность символов или знаков, которые можно по-своему интерпретировать или же «переворачивать» (от фр. détournement) привычные и знакомые смыслы.


Во время дрейфа участники отмечают своё эмоциональное состояние: каким образом окружающая среда воздействует на них, в какую сторону меняется восприятие уже знакомых городских районов, какие эмоции возникают во время прогулки по незнакомым кварталам.

Гуляя по городу и и наделяя привычные места новыми смыслами, участники дрейфа создают альтернативную карту города со своими достопримечательностями, местами интереса и «завихрениями», которые притягивают к себе людей.

Для визуализации маршрута используется приложение Strava, фиксирующее траекторию прогулки, которая затем накладывается на существующую карту города. К маршруту привязываются документы прогулки (фото, видео, аудио, рисунок, коллаж). Таким образом формируется альтернативная карта города, которая состоит из множества отдельных сегментов, и часто на ней остаются белые пятна — лакуны — пустоты в познании и неисследованные области, которые еще предстоит открыть. Мы адаптировали принципы ситуационизма под современные реалии, и для внесения игровых элементов в восприятие городского окружения участники дрейфа пользуются созданным нами ботом в Телеграме.

В начале дрейфа человек, взявший на себя роль «ведущего», взаимодействует с ботом и получает от него случайные команды из общего пула. Например, бот может попросить группу «следовать за фиолетовым цветом», «двигаться в сторону науки», помочь выбрать направление в зависимости от настроения группы или ведущего. Ведущий сам решает, как интерпретировать команды от бота, прислушиваться ли к ним, обсуждать ли это вместе с группой или же просто вести группу в том направлении, которое он считает правильным.

В нашей интерпретации практики дрейфа приобретают перформативный характер. Например, «переобозначение» привычного городского пространства непривычными или не принятыми способами: давайте представим, что городской рынок — это выставка современного искусства, и будем относиться к товарам и продуктам как к ее экспонатам, а к продавцам как к медиаторам.

Или «автобусный дрейф», в котором участники путешествуют исключительно на общественном транспорте, который они выбирают случайным образом, спонтанно меняя маршруты в течение нескольких часов, и в итоге составляется реальный маршрут несуществующего автобуса/маршрутного такси.

Перформативность таких практик заключается в том, что они неповторимы и носят сугубо процессуальный характер (процесс здесь важнее, чем результат), меняя отношение участника дрейфа к городскому пространству.

Суть практики Dérive в том, чтобы каждый участник понял одну простую, но революционную мысль: художником, исследователем может стать любой человек. Видение городской среды каждого человека уникально и, переходя от частных впечатлений к общим выводам, мы можем менять наше восприятие города, переписывать привычные чувства, которые он навязывает человеку, становиться более вовлеченными в локальный контекст и жизни друг друга, а также выходить из привычных ареалов обитания, навязанных обществом спектакля и потребления.

Made on
Tilda